Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
| 23.03.2017, 06:28 |
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В.А. Сухомлинский)
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчерки-вается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свобо-ды личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из акту-альных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основ-ные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошко-льного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственно-сти, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогиче-ской системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошко-льников. Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по пат-риотическому воспитанию детей, а именно: - недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса; - недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образова-тельных учреждений; - отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и другое. В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриоти-ческого воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отра-жающей всю полноту данного вопроса. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вер-нуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию обществен-ной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъем-лемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и пере-живается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. По-этому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное са-моопределение. В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: - духовно-нравственное, - социальное, - эстетическое, - краеведческое, - трудовое, - интеллектуальное, - работа с семьей и др. Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый комплекс за-дач: - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязыва-ют ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному на-следию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через дет-ское воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особен-ности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым при-общаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благо-получное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, го-родом, а затем и со страной, её столицей и символами. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На кон-кретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется: - фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др. - занятия «Герои войны – наши земляки»; - «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время; Неделя Памяти, включающая: - оформление поздравительных открыток для ветеранов войны; - занятия, беседы; - утренник «День Победы»; - экскурсии с возложением цветов к памятнику Неизвестному солдату. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся: - выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости. Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изо-бразительном искусстве. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники при-общаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Список использованной литературы: 1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В. Загик, Т.А. Кулинова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвеще-ние, 1996. – 192 с.:ил. 2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2010 |
Категория: Мои файлы | Добавил: 6364409
|
Просмотров: 217 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|